Железнобо́ровский (Иаково-Железноборовский) во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии) в с. Борок Буйского р-на Костромской обл. Основан в кон. XIV - нач. XV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442). Сведения об основании Ж. м. содержались в Житии прп. Иакова, написанном настоятелем монастыря игум. Иосифом в 1598 г. и известном лишь в списке в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - сер. XIX в. (РНБ. Тит. № 3800. Л. 50-55), в пересказах историков и краеведов XIX в. (Филарет (Гумилевский). 2008; Воскресенский А. 1912-1913; Румянцев П. 1873 и др.).
Согласно Житию, прп. Иаков был учеником и пострижеником прп. Сергия Радонежского. Ок. 1390 г. по благословению прп. Сергия он ушел из Троице-Сергиевой обители в Галичское княжество. Остановившись на берегу р. Тёбзы (левый приток р. Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок; название «Железный» связано с тем, что в XIV-XV вв. село и его окрестности являлись центром добычи болотной железной руды), прп. Иаков «заснул и увидел чудный свет, озаривший это место. Приняв видение сие за знамение благоволения Божия к месту сему, он решился здесь пустынножительствовать, и, испросив на то позволение местных жителей, поставил на месте видения крест и по времени небольшую для себя келью и здесь к удалению от мира проводил время в посте, молитве и трудах». Вскоре сложилась небольшая иноческая пустынь, прп. Иаков учредил для братии общежитие, «заповедуя им ничего не называть своим, но все иметь общим». Согласно пересказам Жития, в 1390 г. прп. Иаков получил от митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Румянцев. 1873. С. 12-15). В церковной традиции именно 1390 год считается датой основания обители.
Ж. м. пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Из пересказов Жития известно, что в марте 1415 г. прп. Иаков находился в Москве, в Иоанно-Предтеченском мон-ре. В это время у супруги вел. кн. Василия I Димитриевича вел. кнг. Софии Витовтовны происходили тяжелые роды. Прп. Иаков предсказал благополучный исход и рождение наследника, впосл. вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного (Там же. С. 15). Однако в Московском летописном своде кон. XV в. говорится, что о разрешении от бремени вел. кнг. Софии молился непоименованный «некыи старец свят» из муж. мон-ря во имя Иоанна Предтечи «под Бором, за рекою Москвою» (ПСРЛ. Т. 25. С. 241). Считается, что в знак благодарности вел. князь передал Ж. м. земли и «милостыню многу» на строительство мон-ря.
Ранний период истории Ж. м. пришелся на эпоху многолетней войны между вел. кн. Василием Тёмным и галичскими князьями. В янв. 1429 г., воспользовавшись междоусобной борьбой рус. князей, казанские татары подвергли Костромской край опустошительному нашествию, мон-рь на Тёбзе был разорен. Насельники во главе с прп. Иаковом укрылись в лесах, затем вернулись и восстановили обитель. Считается, что незадолго до смерти прп. Иаков был возведен в сан игумена свт. Ионой, митр. Киевским и всея Руси. Основатель был погребен в мон-ре, над его захоронением поставлена часовня. Почитание прп. Иакова началось вскоре после его кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430), а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным... чудотворцем» (Бередников Я. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90). В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Сохранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. (РГБ. Ф. 304/1. № 625. Л. 90-104), отдельный список XIX в. (РНБ. Колоб. № 160); в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. № 553/572. Л. 155) помещены тропарь и кондак.
В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом.
Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во время решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ставку. В Никоновской летописи сказано: «К князю же великому весть прииде на Борок, что верх его; он же благодарив Бога и Пречистуя Матерь Его и великих чудотворцев, и молебнаа совершив в церкви святаго Иоанна Предтечи, и поиде к Галичю» (ПСРЛ. Т. 12. С. 75). Впосл. в Ж. м., у раки прп. Иакова, хранились стальная кольчуга, по легенде принадлежавшая вел. кн. Василию и подаренная им обители.
Согласно пересказам Жития, в 1-й пол. XV в. в лесу, в 4 верстах от Ж. м., ученик и постриженик прп. Иакова прп. Иаков Брылеевский основал небольшую Брылееву пуст., к-рая до нач. XX в. являлась скитом мон-ря. Возможно, в нач. XVI в., во время нашествия казанских татар на Ж. м., были убиты игумены прмч. Вениамин Железноборовский и прмч. Савва. В нач. XVII в. в Ж. м. «поживе немного» Отрепьев - буд. Лжедмитрий I (Там же. Т. 14. С. 59). Ж. м. и Брылеева пуст. пострадали в Смутное время. В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» московского стола 1604 г. упомянуты монастырские 5 чел. «конных да 3 лошади, а за ними для береженья и корму 1 чел. И те лошади и человек взяты под наряд». В 1612 г. Ж. м. и Брылеева пуст. были сожжены поляками, затем мон-рь был восстановлен.
В результате пожертвований Ж. м. был владельцем ряда земель, деревень и пустошей в Костромском у. Так, в кон. XV в. обители был пожалован наволок Нема на р. Костроме. После судебных тяжб из-за него между игум. Игнатием и крестьянами Корежской вол. Галичского у. в 1492 г. Ж. м. уже сдавал наволок в аренду. Тяжба между волостными крестьянами и др. настоятелем, игум. Ионой, велась и в 1521 г. (см.: Каштанов С. М. Очерки русской дипломатики. М., 1970. С. 462-477). По-видимому, уже к сер. XVI в. у Ж. м. сложилась достаточно крупная вотчина в Корежской вол. Галичского у., права обители на владение которой подтверждали грамотами Иоанн IV Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович и Борис Феодорович Годунов (от 9 авг. 1599). 8 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права Ж. м. на прежние владения и пожаловал обители наволок Княж в Галичском у. и рыбную ловлю на Святом оз. (в 7 верстах от мон-ря) с освобождением от платежа оброка в казну. По писцовым книгам Галичского у. 1627-1635 гг. мон-рю в уезде принадлежали слободка Селезнёва, села Контеево и Сельцо, 47 деревень и 3 починка, в к-рых проживало 413 чел. По писцовым книгам Костромского у. 1629-1630 гг. монастырю в уезде принадлежали 12 деревень, починок и полудеревня, в которых проживало 589 чел. В 1678 г. в Костромском и Галичском уездах монастырю принадлежали 343 крестьянских и 48 бобыльских дворов, 10 дворов служебных и 8 дворов монастырских рыбников (всего 1501 чел.). В XV-XVII вв. монастырь имел 4 подворья: в Костроме и в Галиче, 2 в Буе (в городе и на посаде).
В 1686-1701 гг. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей Ж. м. с угодьями и крестьянами был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому мон-рю. В нач. XVIII в., согласно указу Петра I, с монастырской колокольни был снят 1 из 7 колоколов и увезен на переплавку в Москву на пушечный двор. В 1724-1725 гг. к Ж. м. были приписаны «малобратствевные»Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырь, Александрова Спасская пуст. на р. Воча и Солдовская пуст., в 1748 г.- костромской во имя прп. Симеона Столпника мон-рь. В XVIII в. в Ж. м. размещались отставные военнослужащие (инвалиды): в 1763 г. на 14 чел. братии приходилось 14 инвалидов (поручик, 2 прапорщика, 3 капрала и 8 солдат). В 1763 г. обители принадлежало 1329 крестьян.
В 1764 г. Ж. м. был обращен в заштатную необщежительную обитель, приписные мон-ри стали приходами. Лишившись доходов от вотчин, монастырь обеднел, но с нач. XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в.- уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы.
В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г.- только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г.- 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г.- ок. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и ок. 20 послушников).
Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при монастыре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел.
К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и со звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 гг. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминаются также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братские кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1 об.). К 1745 г. были построены 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.
В 1753-1757 гг., при игум. Досифее, в Ж. м. вместо деревянного был возведен каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Иакова Железноборовского (северным) и во имя свт. Николая Чудотворца (в трапезной). Указом Костромской духовной консистории от 3 марта 1825 г. в трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова, упраздненный в 1871 г. в связи с установкой воздухонагревательной печи.
Храм Рождества Пресв. Богородицы - характерный для Костромской губ. пример здания, сочетающего приемы объемного построения в традициях XVII в. и композиции фасадов с нарышкинскими и барочными декоративными элементами. Двусветный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с центральной световой главой и 4 угловыми декоративными главами. С востока к храму присоединена обширная полуциркульная в плане апсида, с севера - обособленный невысокий объем придела, также с полуциркульной апсидой. Храм и придел имеют общую относительно неглубокую трапезную. Фасады четверика оформлены плоскими лопатками и профилированными карнизами с дентикулами (зубчиками), окна имеют скромные профилированные рамочные и полуциркульные наличники, световой восьмерик центральной главы (с ложными окнами на диагональных гранях) и декоративные восьмерички боковых снабжены зубчатыми карнизами, ребра украшены пилястрами.
В 50-х гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в которых размещались ризница и б-ка.
По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады.
С зап. стороны к храму примыкает неглубокий (в одну ось окон) притвор, соединяющий храм с колокольней, к-рая стоит непосредственно за алтарем Богородице-Рождественского храма и образует выразительную вертикальную доминанту, объединяющую ансамбль из 2 храмов. Первоначально многоярусная 8-гранная колокольня была увенчана деревянным шатром (в 1803 он был заменен кирпичным). Пропорции колокольни - очень высокая восьмериковая часть с 2 ярусами звона и крутой относительно невысокий шатер с неск. рядами слухов - характерны для колоколен Костромской губ.
В 1809-1811 гг. каменная ограда с 3 небольшими угловыми башнями сменила прежнюю деревянную; в 4-м, сев.-вост. углу к башне с Трехсвятительским храмом (упразднен в 1838) пристроена братская трапезная (1843-1850). Это прямоугольное в плане здание с 3-скатной кровлей. Декор трапезной крайне аскетичен. В XIX в. в Ж. м. были также построены каменные 2-этажный келейный корпус (1825) и др. здания, в т. ч. каменный житный амбар (1811), деревянная гостиница для богомольцев (1819) за стенами обители. Близ мон-ря находилась деревянная часовня.
Под спудом в Богородице-Рождественской ц. покоились мощи прп. Иакова Железноборовского. В несохранившихся документах упоминалась деревянная резная гробница, поставленная 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея (см.: Воскресенский. Кострома, 1913. С. 135). В 1837 г. в сквозной арке, соединявшей основной объем Богородице-Рождественской ц. с приделом прп. Иакова, была установлена чеканная посеребренная медная рака, устроена деревянная вызолоченная сень. В 1912 г., при игум. Мелхиседеке, рака была вновь посеребрена и покрыта стеклянным футляром. Рядом с ракой висели железные вериги и крест, по преданию принадлежавшие прп. Иакову.
Согласно недатированным фрагментам монастырской описи (6 листов; скоропись), в XVIII в. в деревянной Богородице-Рождественской ц. находились чтимый образ прп. Иакова Железноборовского, «оклад басенной ветхий, два венчика все серебряны» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212. Л. 1), и др. его образ, в чеканном окладе, украшенном 13 драгоценными камнями «разных цветов» (Там же). В 1912 г. в мон-ре хранилась пожалованная царем Михаилом Феодоровичем надгробная икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в богато украшенном окладе; др. икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в 1654 г. была украшена посеребренной медной ризой и сребропозлащенным окладом. В часовне близ монастыря находилась житийная икона преподобного.
Среди др. святынь - «обложенная позолоченным бассебным серебром» икона Всемилостивого Спаса с припадающими преподобными Савватием и Зосимой Соловецкими, свт. Николаем Чудотворцем и прп. Сергием Радонежским (Там же. Оп. 11. Д. 1969. Л. 19-20 об.), образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святыми Авраамием Городецким, Иаковом Железноборовским, Макарием Унженским и Николаем Чудотворцем, иконы прп. Варлаама Хутынского, св. царевича Димитрия Иоанновича, мч. Христофора в серебряных окладах. В Ж. м. хранился 4-конечный сребропозлащенный крест с 14 частицами мощей (пожалован помещицей г. Нерехта В. В. Килениной), врезанный в обложенную серебряной ризой икону Нерукотворного образа Спасителя, а также 8-конечный напрестольный крест в серебряном окладе с 23 частицами мощей (согласно надписи, «построен» в 1778 игум. Досифеем).
Вероятно, из Ж. м. происходит ростовая икона прп. Иакова Железноборовского (3-я четв. XVIII в.), в 2008 г. находится в костромском Богоявленском Анастасиином монастыре (см.: Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. № 248. С. 603). В Буйском краеведческом музее (Ф. 21) хранятся вериги, по преданию принадлежавшие прп. Иакову, которые в 1946 г. были переданы в музей жительницей с. Борок.
В нач. XX в. в книжном собрании Ж. м. имелись рукописные книги XVI-XVII вв., в т. ч. Евангелие 1508 г., переданное в монастырь в 1561 г., при игум. Феогносте, Евангелие 1570 г., Евангелие толковое, переписанное в июне 1596 г., Минея месячная, переписанная в 1536 г., при игум. Нифонте, Ф. Ивановым (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-90), а также сохранившиеся до наст. времени Минея месячная, переписанная 11 июня 1541 г., при игум. Нифонте, дьяком Софронием (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430), и Минея служебная XVI в. (РГАДА. Собр. Ф. Ф. Мазурина. Ф. 196). Синодик мон-ря сохранился в списках 1656 и 1760 гг. (КГОИАМЗ. КОК 627, 555). В монастыре хранились также старопечатное Евангелие 1605 г., Евангелие нач. XVII в., обложенное малиновым полубархатом, Евангелие-апракос, вложенное в обитель в 1689 г., Евангелие (М., 1701), обложенное алым бархатом. Судьба книжного собрания, составлявшего к 1913 г. более 500 книг, неизвестна. Нек-рые рукописи после 1929 г. находились в частных собраниях.
В 1919 г. Ж. м. был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе зав. подотделом Н. Орманского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайней мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим и 2 года пробыл в СЛОН. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов; 1906-1994), чтимый в Костромской епархии пастырь.
Окончательному закрытию Ж. м. предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в с. Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелиг. лекций и т. д. В начале процесса гос. обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, к-рое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в ц. Рождества Богородицы мощей не обнаружилось: были найдены несколько свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизв. месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых. В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 года лишения свободы с последующей высылкой из Костромского окр. на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии монастыря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Борокской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».
Остававшаяся в Ж. м. братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 30-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в мон-ре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) ц. в Брылеевой пуст. после закрытия Ж. м. была разрушена. Постановлением Совета министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. Ж. м. получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 60-90-х гг. здания мон-ря стояли заброшенными.
5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход в с. Борок возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывш. мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в мон-рь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К 2009 г. в Ж. м. проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа).